Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Документы
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Минпросвещения России от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
Банки заданий по функциональной грамотности:
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
- Открытые задания PISA
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности:
- ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Методические материалы по функциональной грамотности
На сайте ФИПИ опубликовали открытые банки заданий по читательской и естественно-научной грамотности, а также сформировали открытый банк оценочных средств по русскому языку
Банк заданий по оценке читательской грамотности подготовили для учеников 5–9-х классов. Задания разработали на основе текстов по русскому языку, истории, обществознанию, географии, биологии, химии и физике. Всего в банке 900 заданий.
Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности состоит из заданий для учеников 7–9-х классов. Всего в банке 700 заданий.
Дополнительно ФИПИ опубликовал банк оценочных средств по русскому языку для учеников 1–11-х классов. Открытый банк оценочных средств по русскому языку включает более 10 000 заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 60 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Неделя функциональной грамотности с 26.02.2024 года по 01.03.2024 года
1 День НЕДЕЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сегодня 27 февраля в школе началась неделя Читательской грамотности с единых классных часов по теме «Уметь хорошо читать, любить читать –это путь к успеху!». Ребята посмотрели видео «Читайте и добивайтесь успеха!», в 7-9 классах прошел мониторинг читательской грамотности и все классы участвовали в чемпионате по чтению вслух «Книга.Школа.Наука»
2 День НЕДЕЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Второй день недели науки прошёл под девизом "Чтение – вот лучшее учение!"
На больших переменах проходили интерактивные мероприятия: викторины, игры, конкурсы в которых принимали участие все учащиеся без исключения с 1 по 9 класс. После уроков по параллелям ребята соревновались в предметных мероприятиях: литературные квесты, викторины, игры – тренинги, конкурсы, интеллектуальные игры по литературе, истории, иностранному языку, обществознанию. Мероприятия направлены на развитие интеллектуальных способностей, смекалки, быстроты реакции, а также умение работать в команде и формирование единого коллектива .
3 День НЕДЕЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Третий день недели науки также прошёл под девизом "Чтение – вот лучшее учение!" На переменах учащиеся 1 - 9 классов разгадывали ребусы, и кроссворды, участвовали в блицтурнирах, викторинах и конкурсах, а после уроков состоялись предметные мероприятия: брейн ринг, викторины, интеллектуальные и командные игры, конкурсы, эстафеты по предметам: информатика, математика, физика, ОБЖ, биология, география, физическая культура. Данные мероприятия дали возможность показать учащимся свои интеллектуальные способности, широкий кругозор, быстроту реакции, а также умение работать в команде .
4 День НЕДЕЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Тема четвёртого дня научной недели «Каждому человеку путь открыт в библиотеку». В каждой параллели состоялся библиотечный урок. Обучающиеся восьмых классов посетили школьную библиотеку. Обучающиеся седьмых классов участвовали в конкурсе коллажей фотографии «Пойман за чтением». Девятиклассники соревновались в интеллектуальной игре «Литературный прорыв: от древности к современности». Игра «Пойми меня» проводилась среди учащихся 8-9 классов. День принёс много знаний и положительных эмоций .
5 День НЕДЕЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сегодня заключительный день недели науки. Девиз сегодняшнего дня «Кто много читает, тот много знает».В 9-00 состоялось открытие XIV научно- практической конференции «Наука. Творчество. Исследование».Торжественный концерт от обучающихся стал заключительным аккордом научной недели «Читательской грамотности».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ "ВАСИЛЬДОЛЬСКАЯ ООШ"
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в МБОУ «Васильдольская ООШ»